Ненаписанные статьи
 
Майдан - как третьнародная революция
Вызывают ли инфляцию инвестиции?
Революция 1917 года.
Крах теории эволюции
Или демократия, или устойчивость
Санкт-Петербург

Розин
Михаил
Николаевич

mn@besnadega.ru
Поиск решений
 

87 практических предложений по энергосбережению в домах

Украина не станет аграрной державой. Чипореволюция

Какая идеология может сплотить украинцев?

Польша, безвиз и украинские националисты

Киевская Русь и украинский этнос

Минские договоренности - это не договор, а акт о капитуляции

Половинчатый вариант минских договорённостей

Мифы украинской энергореформы

Ерохин В.В. - математик из Тореза

Почему Украина не платит пенсии пенсионерам на Донбассе?

Тревожное будущее сельского хозяйства Украины

Катастрофический дефицит бюджета Украины

Импотентность украинского государства и общества

Что сделать для подъёма Украины?

Прогноз для России и Украины

Война Нафтогаза с Газпромом

Тарифы на газ для населения. Мифы и реальность.

Потери Украины от Северного потока - 2

Тарифы на газ для населения. Мифы и реальность.

Два замечания к статье. Цены приведены довольно упрощённо. Если кому не нравится – поставьте свои цены. Получите свои результаты. Выводы от этого не изменятся. Цель статьи – получить выводы. И, во-вторых, здесь не рассматривается газ собственной добычи вообще. Это будет сделано в отдельной статье.

Миф 1. «Тарифы завышены в несколько раз».

Давайте разбираться вместе. Украина покупает газ за рубежом по 220$ за тысячу кубометров или по 5,94 гривны за кубометр. Государство добавляет к этой цене 20% НДС – 1,19 гривны и передаёт газ в Нафтогаз по цене 7,13 гривны. Нафтогаз добавляет свои расходы 7 копеек и передаёт газ в трубу по цене 7,2 гривны. Владельцы труб – а это магистральные трубопроводы от государственной границы до областных центров и внутриобластные трубопроводы (облгазы) – добавляют за прокачку газа ещё 2 гривны, и цена газа становится 9,2 гривны. Эту цену никак нельзя уменьишть «в разы». Возможно, на пути прохождения газа существует коррупционная составляющая процентов 10. Определённо существуют явные излишества в виде огромных зарплат, премий, корпоративов со снегурочками на Карибах... Нужно наводить порядок в государстве.

Миф 2. « Реформы Гройсмана привели к тому, что 60% населения получает субсидии.»

Нет. Это не так. Компенсации за газ получают 100% жильцов, а не 60%. При Януковиче, и до него было так же. Нафтогаз отдаёт жителям газ дешевле, чем он получает от Газпрома. Разницу оплачивает государство. добавляя к деньгам, полученных от населения эту самую разницу. Компенсация была и раньше, но она была незаметна, компенсация выплачивалась на уровне отношений Нафтогаза и бюджета. Сейчас правительство повысило тарифы. Но всё равно тарифы пока ниже стоимости газа. 7 вместо 9,2 гривны. Скрытую компенсацию за газ, тепло и горячую воду в размере 2,2 гривны продолжают получать все владельцы квартир, домов. Все 100% получают компенсации за газ! Субсидии – это лишь видимая, дополнительная часть компенсаций государства для 60% семей. Субсидии в теперешнем виде существовали и при Януковиче. (Они существуют и в России почти точно по такой же формуле расчёта.) Просто их раньше на Украине получало ничтожное количество человек.

Миф 3. «В бюджете нет денег для выплаты субсидий в случае повышения тарифов».

Давайте рассмотрим две категории граждан. Те, кто сейчас получает субсидии. Те, кто субсидии не получает сейчас и после повышения тарифов получать не будет. Переходную категорию я рассматривать не буду.

• Субсидианты сейчас платят 15% своего заработка на ЖКХ. При повышении тарифов они будут платить то же количество денег. Количество сожжённого газа не изменится, стоимость этого газа за рубежом тоже не изменится. Бюджет будут добавлять ту же самую сумму, что и раньше. Раньше он добавлял компенсацию на уровне Нафтогаза, сейча будет давать субсидию в точно таком же размере на уровне платёжки ЖКХ. Расходы бюджета не увеличастся.

• Неполучающие субсидии – это богатые люди, заробитчане, работники теневого бизнеса, не платящего налоги, перестанут получать компенсации в размере 2,2 гривен от государства. Бюджет получит от них дополнительно четверть миллиарда долларов в год. Поступления (экономия) в бюджет увеличатся, а не уменьшатся.

Миф 4. «Повышение тарифов - геноцид народа»

Давайте посмотрим, какой «народ» повышение затронет.

• Богатые граждане с площадями квартир по 100 – 1000 метров. Раньше за их огромные квартиры и дома несправедливо оплачивали из бюджета все граждане. Теперь они станут платить самостоятельно. Бюджет получит дополнительные деньги.

• Заробитчане. Они не платят налоги. Но учат детей в школах за счёт других граждан, лечатся бесплатно, получают компенсацию 2,2 гривны за каждый кубометр сожжённого ради них газа.... Им придётся платить примерно на 5 000 гривен в год больше (на квартиру), чем сейчас. Бюджет получит дополнительные деньги.

• Неплательщики налогов из теневой экономики. Они пожалобятся своим хозяевам и те добавят им зарплату. Примерно на 400 гривен в месяц. Это вызовет подорожание товаров производимых на подпольных предприятиях на 1-2%. Бюджет получит дополнительные деньги.

• Бабушки, живущие в трёхкомнатных квартирах. Мужья у них умерли, дети уехали. Кто будет платить за их квартиры? Это должно решить общество. Можно обязать будущих наследников. Плати или отказывайся от наследства. Бабушкам можно подписывать с государством договор пожизненного содержания. А можно решить просто оплачивать из бюджета их хоромы. Есть проблема. Её обществу надо решить.

• Люди имеющие «излишки» площади. Их жалко. Надо было проводить реформу повышения тарифов по-другому. Безболезненную для всех. Об этом ниже. Они будут страдать от неудачно сделанной реформы.

• Алкоголики и наркоманы. Огромную долю (несколько десятков процентов) долгов по оплате услуг ЖКХ составляют как раз они. С повышением тарифов долги за счёт них будут увеличиваться. Не потому что бюджет станет недополучать больше. Нет. Бюджет будет недополучать столько же. Просто раньше компенсации для них выплачивались автоматически на уровне Нафтогаза и были незаметны. При увеличении тарифов до 9,2 гривны за кубометр газа, эти долги проявятся в платёжках ЖЭКов и в государственной статистике. И долги будут вызвать ещё больший ужас. И возможность пафосно и умно попиариться для «экспэртов». С гражданами, психика которых слаба и не позволяет вписаться в существующую жизнь необходимо что-то решать. Решать сейчас. Они не могут жить в двух-трёх комнатных квартирах. Они не способны их содержать. Это факт. Это надо признать. Им надо строить либо приюты с малогабаритными квартирами, либо поселять на земле в благоустроенных вагончиках. И заботится о них, кормить, лечить.... Ограничить в правах покупать водку и наркотик. При строжайшем соблюдении их прав. Неуправляемый процесс обходится для общества дороже.

Миф 5. «Средний слой тратит свои деньги на субсидии бедным».

Сейчас средний слой платит налоги в бюджет и поэтому оплачивает компенсации по газу для богатых, для заробитчан, для работников теневого бизнеса. С повышением тарифов он уже не будет платить за эти категории. Остаются бюджетники, бедные, инвалиды, малолетние, пенсионеры. Объясню, почему претензии к ним несправедливы. Юрист, не получающий субсидии, приводит своих детей в школу к учителю получающему субсидию. Юрист должен оплачивать услуги учителя? Да, должен. Величины этой оплаты должно хватать учителю, чтобы заплатить за ЖКХ? Конечно, должно. Почему у учителя денег нет? Не потому что он плохо работает. Причина этой коллизии в том, что зарплата юриста складывается на рынке, а зарплата учителя идёт не от юриста, а назначается в кабмине. При ослаблении экономики, проблемах в бюджете зарплата бюджетников падает. Они в этом не виноваты. Они жертвы коллизии стихийного рынка и планового бюджета. Возникают перекосы, которые приходится решать таким странным образом. Выход в повышении зарплат бюджетникам ровно на величину субсидий. Подробно объясню ниже.

Миф 6. «Гройсман говорил, что надо повысить тарифы до реальной стоимости в 9,2 гривны для устранения коррупции, а сам повысил только до 7 гривен. Коррупция осталась, цель не достигнута.».

Частично это правда. У собственников труб есть соблазн продать газ предприятию подешевле, допустим, по 8,5 гривен, а государству представить ложные данные, что газ продан населению по 7 гривен и потребовать компенсацию в 2,2 гривны. Здесь возможны два варианта учёта компенсаций. Компенсации можно платить в самом начале трубы по счётчику Нафтогаза. В общей массе суммарных показаний подлоги будут незаметны. Если же компенсации выплачивать в конце трубы на уровне потребителя по показаниям счётчиков котельных и общедомовых счётчиков газа, то предъявлять ложные объёмы для компенсации будет значительно сложнее. Насколько я понимаю, компенсацию правительство Гройсмана переместило на уровень потребителя. И опасность воровства снизило. Выход, действительно, существует один. Тарифы надо повышать до 9,2 гривен, чтобы устранить лазейки газовым королям и газовым принцессам.

Миф 7. «Субсидии нужно монетизировать».

Это непонимание и тупик. Два года назад, когда начинался этот проект, необходимо было установить скачком тарифы на газ 3 гривны за кубометр, и честно объявить гражданам, что «мы будем повышать каждый месяц тарифы на 10% и одновременно повышать зарплаты бюджетникам на 2% каждый месяц. Мы рекомендуем бизнесу также повышать зарплаты на 2% в месяц.». Сейчас, спустя два года, тарифы были бы уже рыночными. Возникшая инфляция во время этой реформы была бы небольшой и кроме того в отличие от других инфляций не вызвала бы уменьшение покупательной способности людей. Изменился бы только масштаб цен. (Или масштаб денег.) Понятно, что проблемы у кого-то возникли бы. При реформировании по-другому не бывает. Но удалось бы решить все текущие проблемы. Количество субсидий осталось бы на уровне Януковича, т.е. только по случаю утери кормильца и.т.д.. Монетизация загонит реформу в тупик, если какой-либо сумасшедший вздумает её провести. Приведу такой пример. Молодая семья взяла ипотеку, продала квартиру и купила комнату в коммуналке. При системе субсидий она не получит той экономии, на оплате жилья, которую она на самом деле жертвует. Семья будет оплачивать платёжки ЖКХ за других жильцов. Настоящую экономию она получит только при рыночной цене газа и отсутствии субсидий. То же касается энергосбережения, которое возможно только при рыночной цене на газ. Кстати, люди не понимают, что цену на газ можно установить и больше рыночной при одновременном повышении зарплат.. На благосостояние среднего гражданина это никак не скажется. Зачем нужно таое «перекачивание денег»? Для повышения стимула к энергосбережению.

Миф 8. «Повышенные субсидии пойдут в карманы газовых монополистов.»

Нафтогаз как получал 7,2 гривны за куб от владельца труб, так и будет получать. Ничего не изменится. Изменится только точка уплаты компенсаций. Раньше, при Януковиче компенсации добавляли при расчётах с Нафтогазом, сейчас они будут называться субсидиями. Их будут добавлять жителю (котельной). Котельная передаст Облгазу. Облгаз передаст Нафтогазу. Сумма денег не изменится.

Миф 9. «Жители обеднели от непосильных тарифов».

Жители обеднели от развала экономики. Бюджет пустой. Тарифы мало повлияли. Одновременно с повышением тарифов надо было повышать зарплату. Проблемы с повышением тарифов возникнут. И лягут на плечи небольшому количеству, кому не повезёт. Неизбежно. Но без повышения зарплат, как предложено в 7 пункте, проблемы будут гораздо серьёзнее и они неразрешимы. Теперешнее повышение тарифов на Украине в том виде, как его сделали – это точно антинародный эксперимент.

Суммируя сказанное. Зачем нужно повышать тарифы?

• Чтобы не воровали газ. Эффект около 0,15 млрд. долларов в год.

• Чтобы не доплачивать за обогрев домов у богатых. Эффект около 0,25 млрд. долларов в год.

• Чтобы начать процесс термомодернизации квартир. Эффект около 2 млрд. долларов в год.

В чём правы популисты демонизирующие субсидии? В том, что сейчас жилец платит 15% зарплаты на отопление зимой. Раньше он платил меньше. Повышение тарифов увеличило для многих людей расходы на ЖКХ процентов на 10 в расчёте на год. Куда пошли эти увеличенные выплаты? В бюджет. В экономике Украины катастрофа. В бюджете Украины катастрофа. Дополнительные деньги можно рассматривать как аналог увеличения налогов. Деньги пошли на врачей, учителей, дороги, пенсионеров. Другого выхода у украинцев нет. Катастрофа в бюджете не потому, что тарифы увеличили, а потому, что экономика рухнула. Надо нанимать правительство, поднимающее экономику, а не сказочников, обещающих снизить тарифы. Сказочники политики совместно со сказочниками «экспэртами» добьют экономику. Только и всего.

Альтернативный вариант – тарифы понизить, как советуют «экспэрты», деньги проесть и спустить экономику Украины в унитаз.

Все приведённые цитаты – это реальные высказывания украинских экспэртов, политконсультантов и политиков.

 

http://besnadega.ru/subsidii.html

Розин М.Н.
03 апреля 2018 г.